Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
Алёна Яблокова и Екатерина Гобозова | 3 декабря , 2017
Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.
Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.
(нажмите на казака, чтобы узнать о его костюме)
Одежда некрасовских и донских казаков
Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.
Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.
Бешмет ( кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» — род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. [1] За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане.
Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской» [1,2].
Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники — белого. [2]
Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку. [1]
Образ дополняли сапоги из красного и желтого сафьяна Астраханского покроя. Шапки с собольим околышем, верх из красного или голубого бархата вышивали золотом в узор, затем обкладывали позументом . Зимой — шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям опушенные бобром или соболем. [1]
Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов : «киреи» — с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» — длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык. [1]
Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.
Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.
Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака. Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются. Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры.
Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру. Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком — пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец. В середине была основа — несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти. [4]
Алёна Яблокова
автор и владелец ателье современной казачьей одежды «Меланья»
исследователь казачьей культуры
терская казачка (ст. Троицкая)
- Броневский В.Б. История Донского Войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. Часть третья. СПб., 1834 год.
- Котельников Е. Историческое сведение Войска Донского о верхней Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний Евлампием Котельниковым, 1818 год.
- Ригельман А. История, или повествование о Донских казаках, 1778 г., Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, 1846 год.
- Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XXвеков. Каталог. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. 2010 год.
Одежда терско-гребенских, линейных и черноморских казаков
Жарков М.П., ст. Уманская, 1911 год. Одет в черкеску с украшениями и бешмет
Из всего многообразия мужской казачьей одежды в наши дни наиболее востребован и популярен костюм, бытовавший у кавказских горцев и казаков Терского и Кубанского войск . Сегодня черкески с бешметами, башлыками и папахами носят артисты песенных и танцевальных коллективов, представители реестровых казачьих обществ и этнических казачьих общин. На сегодняшний день существует немало мастерских по пошиву «казачьей мужской справы», которые работают как на территориях исторического проживания терских и кубанских казаков, так и за их пределами.
Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам?
Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды?
И как на самом деле должна выглядеть черкеска?
В старину пошивом одежды занимались женщины. И горянки, и казачки обшивали всю семью: себя, мужа и детей. В конце XIX века в крупных станицах так же работали профессиональные портные и швеи, услугами которых пользовались, как модницы-казачки, так и щеголи-казаки. «В отношении чистоты одежды, ее цельности, сохранности и аккуратности работы наурцы очень прихотливы. «Сшил, как слил» — говорят они, самодовольно улыбаясь про портного, от которого только что принесли черкеску или бешмет» [1] . Черкески шились из суконной ткани различных цветов: черного, коричневого, серого и т.д. «Костюм его (казака — прим.авт.) — белая или желтая черкеска из верблюжьего сукна, род широкого свободного полукафтанья, без воротника, открытый на груди; из под черкески виднеется щегольской бешмет» [2] . Черкески темных тонов казаки носили в будни, а светлых — по случаю: в большие церковные праздники, на свадьбы и т.д.
Казаки 2-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска. Нач. XXв.
И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку. Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян» [3] .
Черкески имели глубокий V-образный вырез и застегивались на крючки. С обеих сторон от выреза располагались гнезда для газырей «в количестве 14 штук с каждой стороны» [4] , хотя их число могло варьироваться. Украшением для праздничных черкесок служили: серебряные цепочки с подвесками в виде месяца, крепившиеся к газырям; китицы ( «декоративные шнуры с кисточкой из шелковых нитей и конского волоса» [5] ); ленты из галунного шнура, которые казаки носили через плечо ( «дорогой галунный поясок, переброшенный назад через плечо, дополняет красоту костюма» [5] ). Юбка черкески имела ярко выраженный запах, т.е. одна пола заходила на другую. Что же касается длины черкески, то в разные времена она варьировалась: чуть ниже колена, до середины икры, в пол.
Терско-гребенские и линейные казаки носили черкески поверх бешметов. «Бешмет — вид верхней одежды, шился из плотной, покупной, чаще всего темной материи. С воротником — стойкой закрывавшим горло, в талии, делавшийся отрезной»[6] . Бешметы шились из «ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа»[7] . Стеганные на вате бешметы использовались, как теплая одежда для прохладной погоды. Как и черкеска, бешмет кроился в талию и должен был строго соответствовать размеру, подчеркивая фигуру мужчины или юноши. Застегивался бешмет, так же как и черкеска, на крючки, реже на мелкие серебряные пуговицы и воздушные петли. Обычно бешмет шился из ткани, цвет которой был контрастным цвету черкески. Это придавало костюму казака большую красочность и изящество.
Юные казаки из ст. Старовеличковской, 1915 год. Одеты в бешметы.
Помимо черкесок и бешметов казаки носили исподнее белье (рубахи и порты) и штаны-шаровары, заправленные в сапоги или ноговицы: «… под черкеску надевается бешмет; белье составляет ситцевая в праздник и холщевая в будни рубаха; обувь — сапоги; прежде казаки носили чувяки, бахилки и ноговицы[8]» .
Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи. Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда.
Одной из наиболее грубых ошибок в работе современных мастеров по пошиву бешметов и черкесок, является неверный выбор ткани. Ни черкеска, ни бешмет, ни какой либо другой предмет народного костюма, не может быть сшит из синтетической ткани! Из приведенных выше источников следует, что черкески традиционно шились из сукна, а бешметы из натурального атласа, ситца , рипса и других не синтетических тканей. Синтетика для народной одежды не приемлема и противоестественна. Черкески из габардина и бешметы из недорого низкокачественного атласа выглядят бутафорски. Из-за неверного кроя и неправильно подобранной ткани ни черкеска, ни бешмет не сидят по фигуре мужчины, как влитые, а, напротив, висят мешковато; кроме того, материал в таких случаях зачастую начинает «пузыриться». Не менее бутафорски и нелепо на национальной одежде выглядит тесьма или нашитые полосы синтетической ткани, вероятно, имитирующие галунный шнур.
Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные. Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой. Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.
Источник
Кавказская черкеска. Не просто обмундирование
Кавказская черкеска — это не просто военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Надевая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужчины второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, содрали кожу.
Происхождение черкески и её «классический» вид
Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, были сшиты из иранских и согдийских тканей. Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.
При этом происходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески быстро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военнослужащего, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов местного населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно намеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.
Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, который посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в короткой черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.
Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску называют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий грудь и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.
Плотно облегающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и средняя часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания пояс. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с глубоким V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.
Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они чаще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно говоря, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легко понять социальное положение владельца.
Казацкие черкески
Однако далеко не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую одежду из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от линии талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?
Главное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.
Более того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие знатные представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами были как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким образом, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, которая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.
В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На груди же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и снаряжение «черкесского образца».
С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими солдатами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в котором служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.
Случались и некоторые откровенно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо холодное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в конце концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.
К концу 19-го века и вовсе появился исключительно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с закрытой грудью и высоким воротником.
Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.
Черкеска сдаёт боевые позиции
Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новым технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пытаться максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.
Во-первых, черкеска была необычайно заметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё более мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.
После Русско-японской войны в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старинной формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все разумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами придут». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.
Командование приказало шить черкески только из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Война диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми силами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с разрешением носить кинжал на поясе.
Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма оставила свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.
Источник