Меню

Как сшить эльфийский плащ арвен



Эльфийские одежды в докиношную эпоху

Этот блог посвящен тому, как одеты наши любимые книжные герои. Первой книгой, которую я нетерпеливо перелистывала в поисках описаний костюмов, был «Хоббит»; второй — трилогия «Властелин колец». И было это двадцать с хвостиком лет назад. Когда я увидела на книжной полке «Молодой гвардии» три тома отвратительно проиллюстрированного Толкиена (в переводе Кистяковского и Муравьева), я лишилась дара речи. Минуту стояла в недоумении, не снится ли мне это. Потом, не веря своему счастью, аккуратно сняла с полки первый том. Стоял февраль месяц. Тянуло весной. Шел 10й класс. Дома в заветной коробочке лежала купюра — подарок родственников на пятнадцатилетие. Еще минуту я прикидывала, хватит ли её на покупку всех трех томов сразу. Ибо все прочие нужды тут же улетучились прочь из моего виш-листа. Задача была проста: добежать до дома, схватить деньги и успеть вернуться в книжный, пока три тома на полке. Я успела.

До экранизации «Властелина» было еще достаточно времени. И лет восемь — до того, как не только «Властелин», но и трудночитаемый «Сильмариллион» стал печататься в АСТ космическими тиражами. Да что уж — мы, девочки и мальчики маргиналы, по четвергам собиравшиеся в Нескучном саду, не могли представить себе в самом страшном сне, что такое святотатство, как экранизация, вообще возможно. Фильм я посмотрела позже и нашла его в меру «ничего так, могло быть и хуже». Но как только начинает тянуть весной, я мысленно возвращаюсь к книжной полке магазина в самом сердце (тогда еще не убитой) Москвы. Задерживаю дыхание и беру первый том.

На самом деле, никаких особых описаний одежд у Толкиена во «Властелине» нет. Как нет подробных описаний костюмов, к примеру, в романах Хемингуэя. То есть каждый читатель имеет право придумывать костюм сам. Для меня это плохо, я же одеваю книжных героев. Но для всех остальных, считаю, это хорошо. Мне, кстати, кажется, что будь у Толкиена или у Хемингуэя больше точных описаний костюмов, не стать их текстам культовыми. Потому что Брет Эшли хороша своей шляпой, похожей на мужскую. И точка. Никаких более подробностей. А Элронд хорош тем, что он «был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето» — и в этом фишка. Можно надеть на Элронда самопальный плащ из маминой юбки, а можно пошить костюм по индивидуальному эскизу — он всё равно потеряется на фоне самого Элронда. Ну, он должен потеряться. Иначе — это просто неправильный Элронд.

Более того, эльфы в «Хоббите» вообще не такие. Одной из причин моей тяги непременно прочесть «Властелина» было совершенно неприемлемое описание эльфов в «Хоббите»! Вот, к примеру: «Там, в деревьях, какие-то существа хохотали и пели и, признаться, мололи порядочную чепуху. Но их это не смущало, и если бы вы им сказали об этом, они бы рассмеялись пуще прежнего. Конечно, то были эльфы. Бильбо даже разглядел их в сгущавшейся темноте». Хочется уже прочесть описание, какие, ну какие они? Он же их разглядел! Но нет. Ни романтических одежд, ни длинных волос — только дурацкая песенка слышится да смех. Несомненно, на этой стадии эльфы еще не оформились в сознании автора как горделивая и печальная раса, и близки к озорным обитателям лесов из шотландских легенд. В полной мере величественный образ эльфа сложится в трилогии.

Но и в тексте «Властелина колец» до обидного мало зацепок для подражания в плане костюма! Во второй части «Хранителей» наконец-то появляется Ривенделл — но кроме описания платья Арвен и зелено-коричневой гаммы в одежде Леголаса снова ничего значимого не находим.

Та же гамма появляется и в лориэнских плащах — прощальном подарке Хранителям в Лориэне: «странно было видеть, как материя плащей меняет цвет в зависимости от освещения. Плащи могли становиться серыми, как лесные сумерки, или зелеными, под цвет листвы деревьев, или коричневыми, как осенние травы в лугах, или тускло-серебристыми, как озеро под звездами. Застежка в виде зеленого листа с серебряными прожилками скрепляла плащи под горлом».

Цветовая гама эльфийского мира дополнена мерцающими, но приглушенными оттенками: «Глазам Фродо открылся . зал с серебристо-зелёными стенами и золотой крышей заливал мягкий свет. В центре зала у ствола на тронах под балдахином живых ветвей сидели рядом Келеборн и Галадриэль, окружённые многочисленной свитой эльфов. Они встали, чтобы приветствовать гостей, как поступают у эльфов даже самые великие властители, — одинаково высокие, строгие и красивые. Владыки были с ног до головы облачены в белое, на их плечи ниспадали длинные волосы: золотые у Галадриэли и серебряные у Келеборна. Возраст по лицам Владык не угадывался, и только глаза, глубокие, словно Море, но острые, как лучи Вечерней Звезды, говорили об их глубочайшей памяти и опыте древнейших мудрецов Средиземья».

Читайте также:  Как сшить топ для танца живота детский

Белые одежды и золотые волосы сохранила Галадриэль и в фильме:

Источник

Плащи. Варианты кроя

Плащи. Варианты кроя.

Благородный рыцарь скачет на своем быстром коне, и его плащ развевается на ветру. Не правда ли, знакомая картина?

С давних времен плащ был одной из неотъемлемых частей верхней одежды. Доблестные рыцари носили его поверх доспехов, прекрасные дамы украшали кружевами, а загадочные эльфы. Как, и эльфы тоже?

Свидетельства о том, что эльфы носили плащи, не дошли до нас из глубины времен. Но не дошло и свидетельств обратного! И поскольку плащ замечательно удобен и универсален по своей природе, то я не вижу причин, по которым эльфы могли бы отказаться от этого предмета одежды. Толкин и другие авторы, описывающие эльфов в художественной литературе, очевидно, придерживались того же мнения, поскольку на страницах книг мы повсеместно встречаем эльфов, одетых в праздничные, походные и другие плащи.

Принято считать, что эльфийская одежда по покрою сходна с человеческой, однако отличается большим удобством, легкостью и изяществом. Пожалуй, можно выделить следующие основные типы эльфийских плащей:

Повседневные плащи – самый распространенный вид, про них и писать-то особо не надо, все и так понятно. Удобный и немаркий плащ, из обычной ткани (кстати, он может быть двусторонним), в меру красивый – такой можно не раздумывая накинуть, чтобы сходить в магазин за лембасами.

К походным плащам предъявляются куда более серьезные требования: такой плащ должен быть прочным, теплым, желательно непромокаемым и немнущимся. Он должен хорошо запахиваться спереди и иметь капюшон для непогоды. Длина походного плаща должна быть достаточной для того, чтобы можно было лечь спать на землю, подстелив плащ, и не обморозить за ночь ноги. Подклад походному плащу также не помешает.

Маскировочный плащ вполне можно считать подвидом походного, поскольку маскировка – это действие, которое гораздо чаще применяется в походе или в разведывательных операциях, нежели дома, хотя он может пригодиться, если в гости нагрянули надоедливые соседи. Эльфийский маскировочный плащ обладал свойством, которое в наши дни довольно трудно воспроизвести: он помогал своему обладателю слиться с окружающим ландшафтом и стать невидимым вне зависимости от типа ландшафта. Но сейчас волшебная ткань в магазине – товар дефицитный, поэтому в качестве более-менее достойной замены можно использовать ткани камуфляжной расцветки.

Ну и, наконец, плащи праздничные. Здесь долго сдерживаемая фантазия пускается в неограниченный полет. Праздничный плащ одевается по особым случаям, поэтому соображения практичности уходят на второй и третий план, а на первый план выходят красота и нарядность. Такой плащ может быть легким и воздушным, сшитым из кружевной ткани, может быть просто полупрозрачным, что само по себе очень красиво, может быть сшит из более плотной ткани, например из парчи – словом, облик праздничного плаща определяет только фантазия его обладателя. Однако не стоит забывать про чувство меры, когда речь идет об украшательстве.

Далее рассмотрены основные типы кроя плащей с краткими рекомендациями по шитью.

1. Плащ «занавесочного» типа.

Этот плащ является, пожалуй, самым простым из всех. Его конструкция явственно следует из названия: больше всего по способу изготовления данный плащ напоминает занавеску.

Чтобы соорудить такой плащик, нам понадобится:

— прямоугольный кусок ткани

Желательно также наличие швейной машинки. Определяем размеры нашего будущего плаща: для этого необходимо развести руки в стороны и измерить расстояние между запястьями – это будет ширина (примерно 140-160см). Можно взять ширину и поменьше, но в таком случае плащ будет прикрывать не все ваши руки, а только лишь плечи. Длина же определяется исключительно пожеланиями заказчика – пусть будет 170см.

Обрабатываем кромки прямоугольника, все, кроме верхней. Обработать кромку можно путем простого подгибания и подшивания, обшиванием декоративной тесьмой или же при помощи специального устройства под названием оверлок. Нижние углы при желании можно скруглить.

Затем в верхней части прямоугольника делается такая вещь как кулиска: ткань загибается примерно на 1см, проглаживается или прометывается, затем подгибаем ещё раз на 1,5-2см и прострачиваем так, чтобы образовалось некое подобие трубки. В эту трубку вдевается тесьма для завязывания плаща.

Несмотря на простоту кроя, плащ «занавесочного» типа может быть весьма красив, особенно если к нему приделать капюшон (о капюшонах речь пойдет отдельно). Однако в таком крое есть пара существенных минусов: если завязывать тесемку слабо, как это делает девушка на фото (или это у нее застёжка?), то вы рискуете потерять только что сшитый плащ, а если вы решите во избежание потери завязать тесьму потуже (или если плащ вообще сшит из тяжелой ткани!), то в один прекрасный момент вся ваша красивая конструкция начнет смещаться назад и попытается вас задушить.

Читайте также:  Сшить подушки на угловой диван

2. Плащ на основе прямоугольника.

Этот плащ существует в двух вариантах (ненамного, надо сказать, отличающихся друг от друга).

2.1 Плащ со сплошным передом.

Плащ такого типа больше всего напоминает пончо. Чтобы сшить его, нам, как и в предыдущем случае, понадобится кусок ткани прямоугольной формы. Однако теперь длина прямоугольника должна быть равна желаемой длине будущего плаща, умноженной на два! Ширина же определяется по прежним условиям – может равняться размаху рук, а может быть и меньше (или больше, но тогда удобство плаща оказывается под вопросом).

Складываем наш кусок ткани пополам в длину и вырезаем отверстие для головы. Плащ будет удобнее, если спереди вырез сделать глубже чем сзади, так как это делается, к примеру, на майках. Далее горловину необходимо обработать, и делается это с помощью так называемой подкройной обтачки.

Для её изготовления берется кусок ткани на несколько сантиметров шире, чем горловина плаща; вырез горловины обводится на этой ткани, а затем параллельно этой замкнутой линии проводится ещё одна – получается кольцо ткани шириной около пяти сантиметров.

Это и есть обтачка. Складываем кольцо и горловину будущего плаща лицевыми сторонами и прострачиваем по внутреннему краю, а затем выворачиваем. Получившуюся горловину нужно как следует прогладить или даже прострочить примерно на 5мм от края, чтобы обтачка не выворачивалась.

Правда неплохо было бы обработать края плаща и обтачки, особенно если ткань «сыпется».

2.2 Плащ с разрезом по центру.

Отличается от плаща 2.1 только наличием разреза по центру переда. Можно сделать не просто разрез, а вырезать полоску по ширине шеи, как на рисунке.

(Кстати, именно такого покроя плащ носил в кинотрилогии ВК Гэндальф. И ширина плаща по плечам-рукам у него была ого-го какая, отчего означенный Серо-Белый Истар мог драпировать себя не хуже римского патриция!)

При этом нужно, однако, учитывать, что обтачка горловины также изменит свою форму! В этом случае D – это диаметр (ширина) горловины, С – необходимая ширина будущего плаща (в плечах, плюс – по рукам), А – длина спинки и В – длина переда, причем В вовсе не обязана быть равной А! Для ношения такого плаща существуют разные варианты. Можно драпировать одну полу вокруг шеи, можно сделать пуговицы и петли и застегивать полы плаща, и т. п. – что вам подскажет фантазия.

2.3 Плащ с застежкой (для цивильной жизни).

Вглядитесь в фото справа: перед придется сделать чуть шире спинки! А именно — на двойную ширину планки (под застежку). Из чего следует, что либо внутренняя планка (на которой пришиты пуговицы) подкроена. Либо — имеется шов по плечам.

И в том и другом случае — ничего особо сложного.

Самое приятное в представленной модели — безотходность производства! «Капюшон», как вы можете догадаться, скроен из того, что осталось по краям, где полотнища скруглялись.

Кроме того, легким движением руки капюшон превращается. превращается. в элегантный шарф (см. фото).

3. Плащ на основе круга

Этот вид плащей отличается наибольшим разнообразием вариантов и, как следствие, наибольшей популярностью. Остановимся на основных видах такого плаща.

3.1 Круглый плащ.

Эта модель настолько проста, что её описание уместится в несколько строчек. Плащ представляет собой кусок ткани круглой формы, радиус круга равен желаемой длине плаща. В центре вырезается отверстие для головы, делается (или не делается) разрез и обрабатывается подкройной обтачкой (см. выше). Плащ готов!

Такой тип плаща лучше всего подходит для детей — потому что не так просто найти ткань с шириной, достаточной для взрослого. Впрочем, никто еще не запрещал делать швы.

3.2 Полукруглый плащ.

Этот плащ немного сложнее круглого, но зато и выглядит элегантнее. Однако у него есть недостаток: полукруглый плащ трудно запахнуть спереди, поэтому закутаться в него и согреться у вас, скорее всего, не получится. (Именно в полукруглые плащи пытались кутаться киношные хоббиты, и выглядело это. трогательно.)

Существует два варианта кройки полукруглого плаща:

а) Ровный полукруг с вырезом для горловины. D – желаемая длина плаща, R – радиус горловины. Пришиваем завязки и плащ готов.

б) В этом случае, в отличие от варианта а), учитываются плечи. S — это длина плеча, т. е. расстояние от шеи до конца плеча. D – длина плаща по спинке, R – радиус горловины. Такой крой обеспечивает одинаковую длину спинки и боков плаща в надетом состоянии.

Читайте также:  Сшить летнюю ковточку кимано

Эта модель гораздо удобнее предыдущей в плане запахивания, поэтому смело можете выбирать её, если вам нужен теплый плащ. Выкройка плаща ¾ состоит из двух деталей: деталь 1 представляет собой полукруг с уже знакомым вырезом горловины и двумя вырезами, ещё нам незнакомыми. Деталь 2 – это по сути 1/8 часть круга с небольшой выпуклостью; деталей 2 требуется две, и эти две части должны быть симметричными – они составят полы нашего плаща.

Теперь обратим наше внимание на загадочные выпуклости и вогнутости выкройки. Это – не что иное, как попытка создание линии плеча, наличие которой в этой модели отличает её от всех предыдущих. При сшивании деталей 1 и 2 образуется выпуклость, которая облегает плечо (припоминаете, как выглядят выкройки спинки и переда в районе шеи и плеч? эти-то линии и используются! плюс — деталь 2 учитывает для переда удобный вырез «мысиком» ).

Впрочем, линия плеча не является обязательной для плаща в ¾ круга; вы можете просто вырезать из ткани полукруг и пришить к нему с обеих сторон ещё по 1/8 круга и получите практически тот же самый удобный плащ ¾. Этот плащ близок к следующему виду плащей на основе круга.

3.4 Плащ из клиньев.

Плащ ¾ круга содержал 3 клина (один — на 180° и 2 по 45°), но клиньев может быть и больше! Чем больше клиньев, тем расклешеннее и пышнее получится плащ.

А еще — раскрой получается очень экономный:

У всех рассмотренных выше круглых и полукруглых моделей (кроме «плаща на ¾«) есть один существенный недостаток: отсутствие линии плеча. В носке это создает определенные неудобства. Поэтому далее будет рассмотрен такой вид плаща как подкройной, т. е. с выкроенной линией плеча.

4. Подкройной плащ.

Рассмотрим самый примитивный способ.

Вам понадобится простейшая выкройка рубашки (блузки) на один размер больше того, что вы обычно носите.

Перенесите на бумагу (кальку) линии спинки. От точки подмышки откладываем вбок 6-10 см и получаем новую важную точку. От точки конца плеча через эту новую важную точку проводим линию. Насколько длинную? Это зависит от того, какой длины плащ вы задумали.

Четко определившись с длиной плаща, откладываем то же самое количество сантиметров вниз по линии середины спинки (от горловины, разумеется).

Дальше соединяем нижние точки плавной линией так, как показано на рисунке.

Спинка готова. Пора заняться передом.

Обводим выкройку переда.

В общем, действуем аналогичным образом.

Потом сметываем и сострачиваем плечевые швы, обрабатываем горловину подкройной обтачкой, сметываем и сострачиваем боковые швы, срезы середины переда подгибаем и прострачиваем (если плащ без подкладки), подшиваем низ плаща, по горловине пристрачиваем какой-нибудь шнурок для завязки (если есть какая-то другая застежка, это, естественно, не нужно).

Если вы хотите носить такой плащ в «цивильной жизни» попробуйте сделать прорези для рук (ну и планку для застежки, разумеется, тоже). Это выглядит немного непривычно. Но зато вам будет тепло и удобно.

Разумеется, в процессе творения подкройного плаща есть свои тонкости. О них вы сможете прочитать в специальных статьях, написанных специалистами.

А мы продолжим наш обзор.

4.2 Расклешенный подкройной плащ.

Выкройка этого плаща строится аналогично. Для того, чтоб плащ стал «расклешенным», на выкройках спинки и переда по линии низа добавляем по 10–15 см с каждой стороны. Если ширина ткани не очень большая и лекало «не проходит», спинку можно сделать сшивной.

Но если вы хотите сделать плащ еще более расклешенным.

Добиться этого можно путем увеличения количества клиньев. Если выкройку спинки и переда разрезать по линии, проведенной от линии низа к горловине, каждый из этих клиньев в свою очередь можно расширить.

4.3 Подкройной плащ с кокеткой.

Этот вариант плаща — довольно редкий. Но из этого не следует, что плащ на кокетке сложно шить. (Ну, подумаешь, на пару швов больше!)

Итак, как же справиться с кокеткой?

Берем уже знакомое нам лекало (можно с вытачкой) и выкраиваем круглую кокетку (впрочем, она может быть и не круглой, а любой другой формы, какую вам подскажет фантазия).

Промеряем длину кокетки по низу и пришиваем к ней основное полотнище плаща.

Кстати, если вам хочется сделать плащ попышнее — присборьте ткань, перед тем как пришивать ее к кокетке (как сшит, например, плащ Галадриэль в фильме).

Надеемся, что данный обзор вариантов кроя плаща разбудил вашу фантазию.

Источник