Меню

Как сшить кику головной убор



Платок и его «родственники» своими руками. Ч.2 Повойник и сорока.

Приветствую на канале!

Ваша Экономка рада всем, заглянувшим на огонек.

Сегодня мы продолжаем экскурс в историю платка и отправляемся в древнюю Россию.

В Россию платки из Индии привез в 1475 году тверской купец, путешественник и писатель Афанасий Никитин. (Кто не читал его книгу «Хождение за 3 моря», прочтите. Очень интересные путевые заметки 15 века) . Удивительно, но именно он первым из европейцев побывал в Индии, за 30 лет до Васко да Гамы и описал условия жизни, быта, культуры, традиций народов стран, по которым прошло его путешествие( Средней Азии, Турции, Персии).

После принятия на Руси христианства в 988 году, основной одеждой для женщины были 2 рубахи- нижняя и верхняя, на которые сверху надевали еще некоторые съемные элементы одежды.

Рубахи шились достаточно свободного кроя и определить особенности фигуры женщины не позволяли, поэтому чаще всего невесту выбирали по косе- если коса длинная и толстая- здоровая девушка, годится в жены.

Незамужние девушки не носили летом головные уборы. С тех времен пошла поговорка: «Коса- девичья краса». Косу украшали лентами, иногда при работе девушки одевали на голову металлические обручи, но прятать косу под головные уборы было принято только зимой от снега и мороза. Девушки носили зимой круглые шапочки.

Во время свадебного обряда, под плачи и причитания, подружки невесты расплетали одну девичью косу и заплетали молодой жене 2 косы (как символ того, что у нее появилась пара- ее муж), покрывая голову повойником и убрусом (с 16 века платком).

Именно в те времена пошли слова, которые каждая незамужняя девушка говорила накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы (в наше время он отмечается 14 октября): «Батюшка Покров, покрой землю снегом, а мне голову платком». С этого праздника заканчивались все полевые работы и начинался сезон сватовства и свадеб.

Повойник (или подубрусник)- маленький головной убор, похожий на круглую или овальную шапочку, с завязками сзади (иногда он был с оборкой сзади, укрывающим шею). Начельник или налобник этого головного убора уплотняли бумагой или в более древние времена берестой, в более поздние времена картоном. Под него замужняя женщина прятала волосы, уложив на голове 2 косы.

Сверху надевался убрус- головной убор, который представлял собой кусок домотканой льняной ткани длиной около 2 метров и шириной 40-50 см. В разных местностях его повязывали немного по-разному. Но суть его сводилась к тому, чтобы спрятать от посторонних глаз волосы женщины.

С тех пор пошло выражение «опростоволоситься», т.е оказаться на людях с непокрытой головой, что считалось позором. Если в ссоре с женщины срывали головной убор- это было серьезным оскорблением и за это можно было потребовать через суд компенсацию за «бесчестье».

Примерно в 13 веке на Руси появился головной убор «сорока», он напоминал птицу со сложенными крыльями, его расшивали золотыми нитями и украшали вышивкой, одевался он поверх повойника. Были сороки повседневные и праздничные. Праздничные сороки расшивались золотыми нитями, украшались вышивкой и бусинами.

До наших дней дошли единицы настоящих старинных праздничных сорок, дело в том, что во время революции 1917 года начельники (очелье) этих головных уборов просто переплавлялись с целью извлечения из них золота. У настоящих праздничных сорок начельник всегда расшивался большим количеством золотых нитей.

Поразительно, но значительная часть современных головных уборов по форме напоминают повойник и сороку.

Отличие от банданы у сороки и повойника — наличие начельника или налобника. У банданы их нет.

Выкройку повойника или сороки можно построить самим для пошива осовремененного варианта.

Для начала измеряем расстояние от места за ухом до такого же места с другой стороны через лоб (это будет начельник).

Например, у меня получилось 44 см. Строим прямоугольник длиной 44 см и шириной по желанию. Я предлагаю 12 см. Затем от верхних точек прямоугольника вниз откладываем по 3 см, а в сторону центра прямоугольника из этих же точек по 10 см. Затем полученные точки попарно соединяем плавной линией, слегка скругляя. Получается вот такой начельник.

Начельник лучше сделать двойным, продублировав его флизелином. В готовом варианте его можно украсить готовыми цветочными аппликациями или расшить стеклярусом и бисером. Цветочную аппликацию лучше пристрочить до начала сборки. Вышивку бисером и стеклярусом можно произвести и после сборки головного убора.

Не забудьте при раскрое припуски на швы!

Основная деталь верха представляет собой овал при расчете которого Вы должны измерить обхват головы. У меня с учетом длинных волос это 60 см. Чтобы головной убор получился более свободной формы вверху к обхвату головы прибавляем 10-12 см. В моем варианте 72 см, Делим полученное число на 3.14 и получаем диаметр меньших сторон овала. У меня получилось 22.9 см, округляю до 23.

Больший диаметр овала делаем на 3-6 см больше меньшего. Я выбираю среднее значение и получается 28см. Плавной линией соединяем полученные точки, чтобы получился овал.

Задняя часть головного убора у меня не будет на завязках, это будет полоска ткани шириной 5 см двойная, в которую я вставлю резинку.

Обхват головы 60 вычитаем длину начельника 44 прибавляем 3-4 см на свободу облегания. В моем варианте получилось 20 см на 10 см (деталь со сгибом).

Если ваши размеры меньше, чем у меня- скорректируйте данную выкройку по своим размерам и начертите ее на листе бумаги.

Для сборки данного головного убора при раскрое отметьте середину переда и середину задней части шапочки метками, отметьте середину начельника. Сметывая, припосаживайте верхнюю часть по отношению к начельнику. Чтобы получилось ровно советую сметывать от центра переда в обе стороны.

В области пришивания задней детали, верхнюю часть можно с одной стороны приметать и пристрочить с наименьшим припосаживанием, а с другой стороны заложить мягкими складками то, что останется. Посмотрите предпоследнее фото современных головных уборов- примерно вот так.

Если Вам хочется украсить верх шапочки плетеной косой из полосок ткани или перевитым жгутом из тех же полосок, то учтите, что полоски с учетом плетения нужно выкроить на 1\3 длиннее, чем начельник и концы косы или жгута спрятать в шов соединения начельника и верхней части.Косу или жгут к начельнику можно пришить вручную. Машинная строчка здесь будет не уместна.

Читайте также:  Докторский халат детский сшить

Подкладку кроят по тем же выкройкам с той лишь разницей, что задняя деталь не кроится. Если Вы планируете сшить теплый головной убор можно подкладку скроить и сшить из флиса, только помните, что в этом случае ткань верха должна быть толще флиса.

Чтобы скорректировать выкройку, советую сшить первый вариант такой шапочки из бязи или ситца, остатков от предыдущих швейных проектов, чтобы понять нравится или нет, внести коррективы, а потом уже скроить и сшить под конкретное пальто или куртку из более качественной ткани.

Ну, а если кому-то понадобится сшить настоящую сороку или повойник для фольклорного костюма- вот выкройки.

Источник

Женский головной убор кика

Разработка технологии конструирования и пошива головного убора для постановки спектакля «Снегурочка» в школе.

Скачать:

Вложение Размер
17_kostyum.docx 218.59 КБ
nou_kika.ppt 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Омска

БОУ ДОД г. Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»

Городская конференция обучающихся 5-11 классов бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, «Шаги в науку»

Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 17»

«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»

«Женский головной убор кика»

Лапенко Анастасия Димитриевна

обучающаяся 11-1 класса

БОУ г. Омска «СОШ №17»

Пастухова Наталья Николаевна,

учитель технологии БОУ г. Омска «СОШ №17»

2.1. А сейчас немного истории ……………………………………… стр.4

2.2. Исследовательская часть: описание методики разработки конструкции …………………………………………………………… стр.9

2.4. Поиск способа отделки и украшений………………………… …стр.13

3.1 Внешний вид, самооценка ……………………………………. стр.16

3.2 Экономическое обоснование……………………..………………стр.16

Основное содержание исследуемой проблемы

В этом году наш класс решил поставить пьесу Островского «Снегурочка». В этой постановке мне досталась роль бабарихи. Моя героиня носила кичку, мне стало интересно узнать про нее. Так как раньше про кичку я не слышала, начала собирать информацию, чтобы попробовать изготовить ее. Я сразу же преступила к работе.

Интерес к истории женского народного костюма, в частности, русско-народной рогатой кике, в совокупности с интересом к декоративно-прикладному искусству побудили меня к разработке этой темы.

Моей целью было изготовить рогатую кику с простым, но интересным и ярким украшением, подходящую театральной постановки.

Для достижения этой цели мне нужно было решить ряд задач, а именно:

  1. Изучить историю этого русского головного убора с акцентом на развитие технологии изготовления;
  2. Найти приемлемые конструктивные решения, то есть, попросту говоря, чертеж или выкройку, по которой можно её сшить;
  3. Подобрать подходящие материалы для изготовления;
  4. Изучить и подобрать варианты
  1. Основная часть
  1. А сейчас немного истории…

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождающие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов к глубокой древности.

Основные типы традиционных женских головных уборов — полотенечный, кичкообразный и кокошник. Кичкообразные головные уборы, как правило, делались составными (рис. №1).

Кичка или кика — старинный головной убор замужней женщины, который в отличие от девичьего «венца» полностью скрывал волосы. Кичкой называли также и налобную часть всей конструкции, которую дублировали для большей жесткости пенькой или берестой и обтягивали сверху нарядной тканью (рис. №2). Вместе с «сорокой» и «позатыльнем» кичка была составной частью сложного головного убора. Именно кичка определяла его основные черты — например рогатая кичка и т.д. Головной убор замужней женщины мог включить в себя до 12 различных элементов и достигать веса пяти килограммов (рис №3 ).

Орнаментация кички, её цветовая гамма, давала представление о возрасте женщины и месте её рождения. До появления ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости — с простейшими орнаментами. Жительницы Рязанской и Тамбовской губернии предпочитали темно- красный и черный цвет; Орловской и Курской — ярко- красные, зеленые и желтые цвета. Обычно их украшали вышивкой из шерсти, хлопка или щелка с добавлением блесток и бисера.

Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Они использовали рубленый перламутр и речной жемчуг, цветной жемчуг и камни. Но такая кичка стоила необычайно дорого. «В XIX в. цена отдельных экземпляров достигала трехсот рублей ассигнациями» (Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР /Сост. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Л., 1984. С.29)
Об особой щеголеватости народа в платоновской деревеньке Н.В.Гоголь говорит с сарказмом, так как при общей нищете «кички все в золоте» были невозможны. Конечно, праздничные и обрядовые уборы тщательно сохранялись и передавались по наследству, но гораздо чаще украшениями служили перышки селезня или «пушки» из гусиного пуха, подвески из шерстяных ниток, яркоокрашенных перьев диких и домашних птиц. (Р.М.Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм — вещь и образ в русской литературе». Москва «Книга» 1989, стр.265)
Поскольку кика носилась не один день, и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники на Пасху, на Рождество, в ее декоре использовались такие детали, которые призваны было скрыть следы времени на женском лице. Такую роль выполняла и упомянутое выше жемчужное «очелье», которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей.
Сзади швы кики прикрывались кусочком дорогого меха, как правило, собольего. В зимнем варианте кика вообще вся крылась меховыми шкурками, которые на редкость ладно сочетались с кованым серебряным кружевом (пластинками), нашивавшимся поверх шкурок, а также тонким серебристо-шелковым повоем, покрывавшим голову под кикой. Когда ткань повоя была достаточно тонкая, концы его могли быть завязаны большим бантом под подбородком.

Типы кик и кокуев были очень разнообразны. Традиционные особенности их украшений обычно более зависели не от индивидуального вкуса, а от места проживания их обладательниц (обычай требовал соблюдения всех правил — и в выборе тканей, и в цветовой гамме, и в декорировании). «Что касается уборов и одежды простого народа, то они настолько традиционны, что в каждой деревне по их форме и крою, можно отличить пришлых людей от коренных обитателей. Шапочки тверских женщин настолько отличны от московских, как одежда индейцев от европейского платья», — изумлялась англичанка Марта Вильмот, прожившая несколько месяцев в усадьбе княгини Е. Р. Дашковой.

Мастерицами по выделки кик бывали, как правило, несуетные монашки: работая в своих кельях, они вышивали не только церковную утварь, но и вещи на продажу — платки, повои и другие части женских головных уборов. Иные женские «шапки» могли стоить от 2 до 7 тысяч рублей — целое состояние для небогатой крестьянской семьи. «В таком наряде внучка с прабабушкой, очень сходные между собой, щеголяли по 200 лет, щеголяли и теперь, и сделать какую-либо перемену в костюме считают ужасным преступлением», — насмешливо подметил автор одного из путеводителей по Москве, изданного в конце прошлого века. «Нынешний день у них всегда повторение прошлого», — вторил ему его современник-француз, побывавший в российской провинции. — Ничто не изменяется! Их женщины, с румянами на лице (ибо у них слово «красный» означает «красоту») надевают в праздничные дни покрывала с галунами и повойники с бисером, доставшиеся им по наследству от матушек и украшавшие еще их прабабушек. » Стоит сразу отметить, что богато изукрашенные кики носились только по праздникам. В обычные дни головные уборы замужних женщин напоминали праздничные только по форме. Они делались из простых и легких материалов и были, прежде всего, удобны.

Поскольку в разных социальных слоях отношение к красоте и ее понимание было различным, не удивительно, что многие горожане не без насмешек воспринимали стойкую приверженность русских крестьянок к традиционным головным уборам. Не только иностранцы, но и, например, известный русский филолог и собиратель русского фольклора, автор знаменитого «Словаря» Владимир Иванович Даль записал о кике: «Это некрасивый, но богатый головной убор, выходящий из обычая. » Между тем, в деревне и в маленьких провинциальных городах не только в его время (в конце прошлого столетия), но и много позже любовь к девичьим венцам и женским кикам держалась, несмотря, ни на какие капризы переменчивой столичной моды. Девичьи и женские головные уборы были функциональны, соответствовали особенностям климата. А главное, в каждом доме они хранили память о тех, кто их когда-то носил, а потом описывал в семейных бумагах с любовью и знанием каждой мелочи: «венчик золотный, ошивка цепковая, кичка низанная, ошивка атласная, а яхонт выпал. » (Книга Н.Пушкаревой). Нижняя часть кичкообразного головного убора, имела твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения (рис №4). Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. (рис №5). Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Копытообразные кички имели свой регион распространения — Архангельская и Вологодская губернии. Исследователи относят развитие и распространение кичкообразных головных уборов не к древней общеславянской общности, а к более позднему периоду и связывают их возникновение с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которых имелись некоторые аналогичные виды головных уборов.

Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

Необходимый элемент каждого кичкообразного убора выполнялся бисерным или из ткани (часто из парчи), подвязывался сзади под сороку, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.

В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили вскоре кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках. К концу XIX – началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.

  1. Исследовательская часть: описание методики разработки конструкции.

Ознакомившись с историей и не найдя нигде конкретной технологии изготовления, я поняла, что необходимо использовать муляжный метод, рисунки и интуицию. Поэтому материалом для изготовления кички (в моем случае) должен послужить любой эластичный материал, а поскольку их шили в ту пору, когда о техническом конструировании еще не было речи, то и конструкция их должна быть не особо сложной. У меня не было цели копировать историческую методику изготовления, поэтому каркас я делала из современных материалов. В тот момент для меня было важно, чтобы головной убор соответствовал персонажу в спектакле.

Материалы и инструменты: проволока примерно 2 м, плоскогубцы, кусачки, газеты, клей.

Источник

Платок и его «родственники» своими руками. ч.3 Чалма и тюрбан

История возникновения, выкройки, крой и шитье.

Приветствую на канале! Ваша Экономка рада всем, заглянувшим на огонек.

Сегодня 3-я статья на тему «родственников» современного платка, и сегодня мы с Вами отправимся в арабо- мусульманские страны, где много веков назад появился интересный головной убор — чалма.

Первые чалмы еще в 7 веке носил пророк Мухаммед и советовал правоверным мусульманам носить чалмы. Сам он во время проповеди носил черную чалму, часть которой спускалась на плечи. Данный головной убор был призван защитить голову человека от перегрева под палящим солнцем и даже частично закрывал шею, лицо и плечи при пыльных бурях. Важным условием наматывания чалмы был открытый лоб. В какой-то момент большие куски тканей, которые наворачивались поверх маленькой круглой шапочки на голове и были длиной 4-6 метров (иногда до 20 метров) стали украшать тюльпанами и головной убор стали называть «тюрбан» (искаженное от «тюльпан»). Постепенно этот головной убор перестал быть чисто мужским и его стали носить и женщины.

В арабо — мусульманских странах и в Индии этот головной убор носят до сих пор, и, в зависимости от цвета, размера и формы он показывает положение данного человека в обществе и даже его принадлежность определенной вере. В 13 веке в странах, где жили представители разных религиозных конфессий голубого цвета чалмы носили христиане, желтого- евреи, красного- огнепоклонники, черного и зеленого- мусульмане. В Индии сидхи до сих пор носят чалмы темно синего цвета.

Существует более 1000 способов повязывания (наматывания) чалмы. В Ираке, например, есть 7 официально принятых на государственном уровне способов повязывания чалмы, они регламентируют количество складок и способ их укладки на голове, по ним определяют знатность и должность или род войск человека ее носящего.

В европейский моде чалмы и тюрбаны появились в 17 веке, как одежда знатных мужчин и женщин. Очень любила тюрбаны французская королева Мария Антуанетта и даже после ее казни на гильотине в 1793 году, тюрбаны продолжали носить во Франции и Англии.

В России тюрбаны появились в конце 19 века, как головные уборы актрис и модниц, с успехом применялись в немом кино и в повседневной жизни.

Не обделили своим вниманием этот головной убор и дизайнеры одежды. В этом сезоне чалма опять на пике популярности на подиуме. Характерной особенностью чалмы в этом году узел, который чаще расположен спереди. Не знаю, как Вам, а мне очень напоминает банное полотенце, намотанное поверх мокрых волос. Но с дизайнерами не поспоришь, возможно скоро мы нечто подобное увидим на улицах своих городов. Как известно мода бывает смешна дважды: когда приходит и когда уходит.

В наше время большое количество головных уборов шьют по мотивам чалмы.

Думаю, что многие из Вас обратили внимание, что практически все эти головне уборы имеют в основе круглую шапочку, к которой сверху пришиты полоски ткани уложенные складками и шлевку в которую эти складки пропущены.

Обратите внимание, что размеры здесь даны в дюймах. Напоминаю, что один дюйм = 2.54 см.

Если Вы не уверены,что чалма Вам пойдет, можно попробовать смастерить чалму без шитья из длинного палантина или шарфа и походить немного в таком импровизированном головном уборе.

И еще несколько моделей современных головных уборов по типу чалмы

Если бы я взялась шить чалму, то скорее всего я сначала бы сшила круглую шапочку основу, затем взяла 2 полосы трикотажного полотна, гармонирующего по цвету с шапочкой основой длиной равной обхвату головы + припуск на узел + припуски на швы и сделала бы узел сбоку или спереди, перехлестывая полотна между собой а концы спрятала бы в задний шов.

Тут важно понять вот что: дамам с треугольным лицом (основание треугольника вверху и острый подбородок) не стоит сильно расширять верхнюю часть головы шапками, расширенными кверху, то же самое не очень пойдет дамам с широким лицом. Лучше выбрать прямую форму шапочки- основы и небольшие по толщине полотна для укладывания поверх нее. Не рекомендую так же миниатюрным дамам большие по объему головные уборы и чалмы в том числе.

Самым верным помощником и советчиком для Вас был и остается Ваш личный вкус.

Если очень хочется новый головной убор, а денег на новую шапку недостаточно, возьмите свою старую круглую шапочку, которая, возможно, уже потеряла вид, и пришейте к ней шарф по средней линии шарфа, совмещая ее с линии заднего среднего шва шапочки, затем сделайте перехлест спереди (или сбоку) концов этот шарфа, а оставшиеся концы завяжите узлом, который получится соответственно сзади или с другого бока. Пришить шарф по середине задней части шапочки можно вручную и за несколько минут у Вас готов новый головной убор. Пришивая, заложите шарф складками по линии шва. Можно зафиксировать полученный вариант с перехлестом концов шарфа тоже ручными стежками и вот пожалуйста у Вас новый головной убор по типу чалмы своими руками и без затрат.

Можно купить меленькую круглую шапочку в фикспрайсе и к ней пришить готовый шарф или надоевший платок,заложив его складками и перехлестнув спереди или сбоку, тоже получится бюджетный вариант.

Ну, а если есть возможность- всегда можно сшить круглую шапочку,
притачать к ней новый кусок ткани или трикотажного полотна и смастерить головной убор по мотивам чалмы или тюрбана.

В любом случае, уважаемые читатели, всегда помните, что головных уборов много не бывает, что головной убор может с успехом заменить прическу или скрыть ее отсутствие на голове сегодня, именно он усиливает впечатление от лица и создает впечатление о вкусе дамы. Если иметь 2-3 комплекта головных уборов и шейных платков или шарфов к пальто, а если они еще и объединены каким-то основным цветом с компаньонами, то количество вариантов ношения значительно увеличивается, и каждый раз Вы сможете выглядеть несколько иначе.

Ну, а если все это Вы еще и сошьете ( или свяжете) сами, то экономия на пополнении своего гардероба может быть весьма существенной. Для примера могу сказать, что значительная часть современных головных уборов по мотивам чалмы, фото которых Вы видите в данной статье стоят от 1000 до 2500 рублей, а ведь к ним что-то нужно еще и на шею одеть, на дворе не лето.

На сегодня все, завтра мы продолжим разговор о ближайших родственниках платка.

Если информация была полезна и интересна, не забудьте поставить мне лайк, я старалась.

Чтобы не пропустить дальнейшие публикации по теме подпишитесь на канал. Нажмите здесь , чтобы подписаться

Первую часть статьи о бандане с выкройками читайте здесь .

Вторую часть статьи о головных уборах на основе повойника и сороки читайте здесь.

Всегда помните, что все, что Вы сделали своими руками — Вы сэкономили на стоимости работы, выполненной другими людьми.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Только эксклюзивных головных уборов, изготовленных своими руками желает Вам Ваша Экономка.

Источник