Меню

Как сшить татарский передник



Презентация по технологии на тему «Национальные фартуки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фартук в татарском национальном костюме Выполнили ученики 5 Б класса ГОУ «СОШ № 12» Рамазанова Элина Замалиева Камилла Салимгареева Алина Губайдуллина Ленара Руководитель: Мухамедзянова Ф.С.

Вопросы исследования Назначение передника в татарском национальном костюме Виды фартука в татарском костюме Виды отделки татарского передника Назначение фартука в современном костюме

Татарский национальный костюм Татарский женский костюм различался не только функционально, но и по возрастному принципу. В нем больше заметны территориальные особенности определенного края и декоративно- художественного оформления. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник- күкрәкче и штаны. Передники – алъяпкыч, алчүпрәк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца 19- начала 20 веков.

Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи, а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, жиләна. Традиционный передник несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть её подола.

В начале ХХ в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом верхняя часть (буй) все больше подгонялась к фигуре, а подол (итәк) становился пышным.

В комплекс женской одежды входил и передник (алъяпкыч). Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так, если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, северного Приуралья, Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников (алмалы алъяпкыч, чиккән алъяпкыч) приходится на эти районы

В середине 19 – начале 20 века у татар бытовало 2 типа женского передника: 1) крепящийся у пояса ( на талии) и 2) крепящийся на плечах. 1-й тип состоит из двух вариантов: с нагрудником и без нагрудника. Вариант с нагрудником – более ранний, по покрою и форме аналогичен мужскому алъяпкыч; его шили прямым, из домотканого полотна и сверху пришивали нагрудник шириною в одну точь ткани, который крепился лямкой и перекидывался через шею. К переднику пришивались длинные завязки, которыми он крепился на талии. Другим вариантом передника 1 типа является передник без грудки, в виде полотнища ткани с завязками; шили его из холста (иногда орнаментированного браными узорами) или из ситца.

Передник 2-го типа, крепящийся на плечах, похож на тунику. Он имеет следующие варианты: с цельным передом и закрытой (до талии) спинкой (он закрывал не только весь перед и верхнюю часть спины, но и бока, поэтому он называется Төрешле алъяпкыч, т.е. передник, который обертывает стан женщины) 2) с отрезным по линии талии передом и цельной спинкой (аркалы алъяпкыч) 3) с коротким, в виде кокетки остовом, к которому пришит широкий, закрывающий перед и бока, подол. На уровне кокетки сделаны проймы для рук, отсюда и название передника култыклы алъяпкыч.

В середине 19 в. Наибольшее распространение имел передник 1 типа (кукрәкчеле алъяпкыч). Среди казанских татар, в том числе и среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине 19 в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передника 2 типа (т.е. крепящиеся на плечах). Для девушек и молодых женщин, особенно села, передники, декорированные воланами и оборками (канатлы алъяпкыч), воспринимались как элементы национальной одежды.

В современной жизни татарский национальный костюм применяется в основном в сценических постановках (спектакли, песни, танцы).

Национальный костюм или его стилизованные элементы популярны и на самом веселом празднике татар -Сабантуй.

Вывод История татарского национального костюма богата и самобытна. Алъяпкыч в татарском костюме являлся не только бытовым предметом , но и яркой деталью украшения праздничного костюма. В современном костюме фартук отсутствует и применяется только как рабочая одежда.

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.

Русский язык в картинках для современных детей

350 руб. 328.00 руб.

Русский язык. Типовые варианты

350 руб. 188.00 руб.

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

350 руб. 130.00 руб.

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

350 руб. 140.00 руб.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

350 руб. 120.00 руб.

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 124.00 руб.

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

350 руб. 77.00 руб.

Русский язык в схемах и таблицах

350 руб. 143.00 руб.

Русский язык. Тематические тренировочные задания

350 руб. 188.00 руб.

Русский язык в таблицах

350 руб. 126.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДA-003668

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Татарский национальный костюм

Где живут татары

Татары являются вторыми по численности в России после русских.
Татары проживают в Республике Татарстан, центральных областях России, Поволжье.

Особенности национального костюма

Национальный костюм татар сочетает ткани цветов Востока, головные уборы с богатым рисунком, различные виды обуви, ювелирные украшения.

Мужской костюм

Элементы:
1.Удлинённая рубаха (кулмэк)
2.Штаны – шаровары (ыштан)
3.Длинная безрукавка (камзол)

Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов.
Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха не имела пояса.
Шаровары представляли собой штаны с широким шагом.
Мужчины носили чекмень –это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком).
Шубы овчинные, шапки из меха носили зимой.

Читайте также:  Пышная тюлевая юбка сшить

Женский костюм

Элементы:
1.Длинная рубаха-платье (кулмэк)
2.Широкие штаны-шаровары
3.Длинная жилетка (камзол)

Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары.
Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой.
Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи.
Женские штаны были однотонные.
Зимой одевали овчинные шубы, шапки из меха.

Головные уборы татар

Головной убор мужчин – тюбетейка , а поверх неё шапка на меху.

Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.

Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.

Национальная татарская обувь

Обувь татар – кожаные сапоги (инчиги) с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши.

Женские сапоги были с узором на каблуке.

В холодное время года носили валенки, короткие, высокие.

Украшения

Украшения были мужские и женские.

Перстни, пряжки для поясов носили мужчины.

Женские украшения были более разнообразными.

На голове украшением был накосник.

Серьги женщины носили с древних времен.

Перевязь — это украшение в виде ленты носилось через плечо.

Пышное нагрудное украшение изю , которое пришивается на платье.

Источник

Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс

Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.

Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.

Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.

В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.

Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.

Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.

Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.

Свой бренд Светлана назвала «Габбас коллекшн». Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.

Калфак своими руками

Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.

Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.

Кстати, название — Тюбетейка произошло от тюрского слова «тюбе», что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые ее происхождение связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой. В наши дни тюбетейка играет большую роль в культуре многих мусульманских народов
Рукоделием Светлана увлекалась с детства, она умела шить, вязать, вышивать. Но когда стал вопрос о том, какое образование получать, девушка выбрала профессию далекую от творчества. Она пошла учиться на эколога.

И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.

Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.

Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.

Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.

Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.

Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.

После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.

За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.

Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.

Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.

Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!

Полную версию передачи о женских татарских головных уборах — калафаках и как их сделать смотрите в данном видео.

Источник

Татарский костюм, шьем и вышиваем с Акуловым

Татарский костюм, шьем и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Татьяна Акулова обновила фотографию на странице:

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Татарский костюм, шьем и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Татарский народный костюм

Женское чресплечное украшение «хаситә». Казанские татары. Вторая половина XIX вв.

Татарский костюм, шьем и вышиваем с Акуловым запись закреплена
СБМ74 / Челябинские башкиры

Спектакль «Зулейха открывает глаза» в Челябинске

27 октября Челябинск примет гастроли Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури (г. Уфа). В 14:00 и 19.00 на большой сцене Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова покажут мелодраму в двух действиях «Зулейха открывает глаза».
Показать полностью.

Спектакль – номинант Национальной театральной премии-фестиваля «Золотая маска» и обладатель Первой спецпремии жюри «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».

2 часа 30 минут с учетом антракта.

Челябинск, пл.Революции, 6
Телефон для справок: 8 (351) 216-43-43
drampro@bk.ru

ВНИМАНИЕ! Спектакль идет на башкирском языке, осуществляется синхронный перевод текста на русский язык.

Татарский костюм, шьем и вышиваем с Акуловым запись закреплена
Музеи Московского Кремля
Татарский костюм, шьем и вышиваем с Акуловым запись закреплена
۩۞۩Исторические Фильмы۩۞۩

Зулейха открывает глаза
Россия, 2020
1 — 8 серия из 8
Режиссер Егор Анашкин
В ролях Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Александр Сирин, Евгений Морозов, Дмитрий Куличков, Владимир Щербаков, Лилия Пысларь, Александр Баширов, Рамиль Сабитов, Роза Хайруллина, Николай Козак, Семён Шкаликов

По одноимённому роману Гузели Яхиной.

Зима 1930 года. У татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее саму раскулачивают и отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Тридцать ссыльных оказываются брошенными в глухой тайге без пищи, крова и теплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, «деклассированные элементы» и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши – все они отстаивают у суровой природы и безжалостного государства свое право на жизнь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главные из которых – испытание Любовью и Прощением. Чтобы выжить – нужно любить. Даже если это любовь к злейшему врагу. Чтобы выжить – нужно простить. Себя, других, свою судьбу – страшную, и свою родину – жестокую.

Источник

Особенности татарского национального костюма, повседневный и праздничный варианты

В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.

Немного истории

История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.

Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.

Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.

На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:

  1. Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
  2. Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.

По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
  3. Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
  4. Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.

Тюбетейки Бурек Калфак Девушки в национальных татарских головных уборах

Обувь

Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.

Название традиционных татарских сапог варьировалось:

  • читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
  • черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
  • чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.

Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.

Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком.

Читек Ичиги Чабата Татарская национальная обувь с загнутым носом

Аксессуары

Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.

Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца.

Печатка Накосник Пояс Серьги Перевязь Монисто Трехбусинные серьги Носовые кольца

Детские костюмы

Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.

Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Видео

Источник